Нам не пройти сквозь тишину…
Вокруг так много информации и так мало общения. Парадокс. Мир научил нас говорить на языке фактов и цифр. Сегодня каждый может обосновать свою точку зрения, подкрепляя все идеальной статистикой. И каждый будет прав. И каждый будет одинок в своей правде.
Один из самых частых запросов, которые мы обсуждаем сейчас на сессиях - как общаться с близкими, если наши позиции по текущей повестке кардинально различны?
У меня есть простой/непростой ответ. Он универсален, поэтому я и хочу им поделиться: с близкими нужно говорить о чувствах.
Какая разница из-за чего именно вы сейчас переживаете боль, тревогу или бессилие? Чувства не имеют отношения к стороне конфликта. Чувства - это то, что мы можем разделять друг с другом вне зависимости от точки зрения каждого из нас.
Но как же? А где справедливость? Где ответственность за коллективное благо?
Все это внутри вас.
Поверьте, нет ни одного человека, который хотел бы жить в военное время. Ни одного совсем. Нет никого, кто хотел бы жить плохо, бояться за завтрашний день, за родных и близких.
Но есть разные представления о том, каким именно способом можно достичь мира и спокойствия. Это правда. Есть разные внутренние ценностные ориентиры. Это правда. Но на то они и внутренние - сформированные опытом жизни (и, вероятно, не только этой жизни) каждого конкретного человека. Пошатнуть эту внутреннюю картину реальности вам не удастся никакими доводами, потому что менять ее может только сам человек. А вот пошатнуть близкие отношения, пытаясь отстоять свою точку зрения - легко.
Если я держу в голове, что нет на земле людей, которые хотели бы жить плохо, то за любой горячей отповедью я могу увидеть просто человека с его чувствами. А значит могу сместить фокус с того что именно он ГОВОРИТ, на то что он при этом ЧУВСТВУЕТ. И это кардинальным образом меняет мой ответ в диалоге.
Вместо того, чтобы переубеждать я могу сказать: «Я вижу, как ты злишься, я тоже злюсь, давай поорем вместе!» И вы орете, а потом смеетесь над тем, как это было. И в этот момент вы вместе не смотря ни на что. И так раз за разом, пока это не станет автоматизмом - видеть в человеке человека, а не его мнение и гражданскую позицию.
Потому что, если и есть на свете что-то, что способно все изменить, то это близость и человечность. А не правота и справедливостью.
Здесь хорошо бы перечитать Булгакова. Самый первый диалог Понтия Пилата с Иешуа Га-Ноцри:
« – А теперь скажи мне, что это ты все время употребляешь слова «добрые люди»? Ты всех, что ли, так называешь?
– Всех, – ответил арестант, – злых людей нет на свете.» (с)