И я падала… Все глубже и глубже. Как будто в какой-то бездонный колодец. И одновременно я наблюдала сверху за своим падением. За тем, как все меньше и меньше становится то, что было когда-то мной. Вот размером с ладошку. Вот еще меньше. И в самом конце - это просто точка. Точка, до которой сжалось все мое существо. И в которой звучит только одно - боль. Я упала в депрессивную фазу в полном смысле этого состояния. Лежать, спать, смотреть в стену. Все понимать, знать, что нужно делать и не делать ничего из этого. Вспоминать о том, что помогало раньше - писать, делиться, искать поддержки. И вдруг понять - я не могу писать. Потому что для этого надо слушать себя. А я не хочу слушать боль. Я закрыла и обрезала для себя все каналы восприятия - не слышу ни голода, ни желания тела двигаться. Не слышу ни-че-го… Мне помогло само это слово - «слышу». Я вспомнила свой период увлечения саунд-дизайном и слова одного из преподавателей: «Не бывает абсолютной тишины. Всегда есть интершум. Без интершума картинка мертва, даже если на переднем плане пронзительно поет соловей.» Боль - мой соловей. Он сидит на ветке прямо над моим ухом и заливается так, что я просто глохну. Я затыкаю уши. Но стоит мне только перевести фокус внимания и я замечу, что на этой лесной поляне жизнь создают совсем другие звуки: под ногой хрустнула ветка, сосны качаются и скрипят стволами, мимо пролетела сонная осенняя муха, шишка свалилась сверху и шорохом взбодрила опавшую листву. Даже солнечные лучи звучат в лесу, особенно осенью, плотным золотым шумом - таким сухим ш-ш-ш-ш-ш. И да, среди этого всего, пронзительно и очень громко звучит соло соловья. Но птица точно утихнет. А интершум точно останется. Потому что он есть всегда. Потому что нет абсолютной тишины. Точно так же нет абсолютной боли. Есть концентрация на боли. Есть защитный механизм отключения всех чувств только лишь для того, чтобы заблокировать боль. Но это не поможет справиться. Справиться можно только если начать слышать свой интершум. Расшириться из точки в полноценную партитуру эмоций. Выделить в окружающей действительности что-то, что звучит чуть тише боли. А затем следующее, что еще тише, и еще, и еще. И так до бесплотного звука осенних солнечных лучей - самого тихого, но самого важного - обычно солнечными лучами звучит ощущение «я живая». Кроме того, что так можно прожить пиковый момент боли, можно еще научиться не бояться тишины. В чувствах, эмоциях, событийном ряде. Потому что «тишина жизни» это не пустота. Это самый наполненный момент - в нем видно много тонких деталей, которые и есть сама моя жизнь.

Теги других блогов: психология